Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УСПЕШНОЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И СЕМЕЙНОМ УРОВНЯХ

Семакова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
В статье представлена информация о разработанной многосторонней уровневой модели психологической помощи младшим школьникам, учитывающей начальный уровень эмоционально-личностной зрелости, характер психического онтогенеза, проявления и потенциал адаптивного поведения, а также условия окружающей среды. Модель реализуется на индивидуальном и семейном уровнях, посредством реализации разработанных программ сопровождения ребенка и его семьи (медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника»; «Система автоматизированной диагностики поведенческих особенностей и оценки условий развития ребенка»; «Структурно-динамическая модель развития креативности»; психологическая программа «Формирование благополучного родительства»). Эффективность программ измерялась посредством качественного и количественного анализа. Предлагаемая модель помощи получила высокую оценку и в этой связи рекомендована к реализации в целях профилактики школьной дезадаптации.
профилактика
школьная дезадаптация
синдром дефицита внимания и гиперактивности
индивидуальное сопровождение
семейное сопровождение
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
2. Макарова И.Ю., Семакова Е.В. Психология родительства и репродуктивного здоровья. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. – 232 с.
3. Никишина В.Б., Баркова В.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно поведенческий аспект. – Курск: РГСУ – Союз, 2008. – 200 с.
4. Семакова Е.В. Развитие младшего школьника с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в условиях влияния факторов ближайшего окружения // Вестник Тамбовского университета. – 2011. – № 7 (99). – С. 114–118.
5. Теория и практика семейной психологии: монография / Н.В. Нозикова, В.Н. Бутырин, Н.А. Строгова [и др.] / под общ. ред. Н.В. Шкроб. Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т[и др.]. – Красноярск, 2013. – 196 с.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе и школе. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их прежним опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил [4].

Уже на ранних этапах обучения у значительного числа детей отмечаются трудности усвоения знаний и правил школьного поведения. Проблемы поведенческих расстройств инициируются особенностями индивидуально-личностных характеристик ребенка, в том числе и различными формами дизонтогенеза. Так, достаточно часто (4,7 %, данные собственных исследований), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в условиях воздействия стрессоров является непосредственной причиной психологической дезадаптации ребенка в условиях социальной среды. Проявления дезадаптивного поведения могут быть различны. Это формирование личностного варианта школьной дезадаптации, различные формы аддиктивного и деликвентного поведения и др. [3].

Существующее в настоящее время сопровождение младшего школьника не дает возможности предотвращения развития школьной дезадаптации и закрепления деструктивных форм поведения. Поэтому правильная организация среды ребенка, как в школе, так и в домашних условиях, с учетом его потенциала, как эмоционального, когнитивного и др., так и креативного, является одной из приоритетных задач современного педагога-психолога общеобразовательного учреждения [1; 5]. Именно многосторонняя помощь различных специалистов на междисциплинарном уровне в этот период развития является залогом успешности адаптационного процесса ребенка и социализации его в школе и обществе [2]. Таким образом, назрела необходимость создания комплексной модели помощи детям в начальной школе, что и послужило целью нашего исследования. В этой связи нами был решен ряд научно-практических задач:

1) разработка многосторонней уровневой модели психологической помощи младшим школьникам, учитывающей начальный уровень эмоционально-личностной зрелости, характер психического онтогенеза, проявления и потенциал адаптивного поведения, а также условия окружающей среды;

2) практическая реализация модели и оценка ее эффективности.

Материалы и методы исследования

Для разработки многоуровневой модели психологического сопровождения младшего школьника нами было реализовано многоцентровое исследование. Для этого в 10 городах, областных и районных центрах Российской Федерации – Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Рославль (Смоленская обл.), Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль – было проведено комплексное исследование семей с детьми 7–10 лет (1615 человек). Полученные в эпидемиологическом исследовании сведения (после обработки анкет только 573 из них оказались полностью пригодными для исследования) помогли нам изучить особенности поведения детей младшего школьного возраста (основная группа исследования – 27 человек – дети с СДВГ и контрольная группа – 546 человек – дети без СДВГ), особенности их семей и детско-родительских отношений, которые более углубленно были изучены на расширенной группе (127 семей с детьми с СДВГ и 130 семей с детьми без СДВГ).

Полученные в результате исследования данные помогли нам в создании многокомпонентной модели развития ребенка с СДВГ, учитывающей влияние различных факторов. В соответствии с этим были разработаны различные программы психологического сопровождения таких детей, реализуемые на различных уровнях. Проверка эффективности программ проводилась в практических условиях. Разработанные программы хорошо себя зарекомендовали и теперь реализуются в учреждениях, оказывающих медико-психолого-педагогучискую и социальную помощь на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

Итак, остановимся более подробно на разработанных нами программах и оценке их эффективности.

Программы для ЭВМ: Медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012614196, 12.05.2012 (А.А. Усков, С.П. Иванов, Е.В. Семакова); «Система автоматизированной диагностики поведенческих особенностей и оценки условий развития ребенка». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012619258, 12.10.2012 (Е.В. Семакова), создавались на основе данных о 573 детях и их семьях, и показали, что вероятность составления правильного прогноза в выдаваемом заключении более 95 % (статистически досто верно с p < 0,05).

При создании модели сопровождения развития детей с СДВГ в условиях школьной среды посредством активизации креативного потенциала («Структурно-динамическая модель развития креативности» (Т.С. Скрипка, Е.В. Семакова) нами была определена специфика психолого-педагогического сопровождения таких детей. По результатам предыдущих исследований (в исследовании приняли участие 130 детей без СДВГ и 127 детей с СДВГ) нами было установлено: количественные проявления креативности не зависят от наличия или отсутствия СДВГ; учащиеся с СДВГ имеют искажения личностных смыслов, конфронтирующие с ценностями камертонной культуры (что демонстрируется в нарушении границ стимульного поля – при СДВГ у 112 (88 %) детей, без СДВГ у – 69 (53 %), что встречается значимо чаще именно в первой группе (χ2 = 38,03, при р < 0,005); и преобладании в рисунках маргинального или асоциального характера личностных смыслов (при СДВГ данные проявления встречаются у 103 (81 %) детей, без СДВГ – у 56 (43 %), что демонстрирует доминирование этих проявлений у детей с СДВГ (χ2 = 38,37, при р < 0,005)), а также сложности произвольной регуляции учебной деятельности, что требует формирования личностных смыслов учащихся, адекватных ценностям культуры, а также развития произвольности и осознанности деятельности.

Программа «Формирование благополучного родительства» (Е.В. Семакова) была апробирована на 233 семьях, которые разделялись на две референтные группы (семьи с высоким уровнем ДРО – 174 (74 %) и семьи со средним (16 %) и низким (10 %) – у 59).

В результате анализа 233 случаев психологического сопровождения было установлено:

● в первой группе за время лонгитюдного наблюдения в течение 6 мес. случаев возникновения проблем в понимании родителями детей, появления деструктивных форм детско-родительского взаимодействия не регистрировалось;

● во второй группе (наблюдение также осуществлялось на протяжении 6 мес) отмечено уменьшение уровня тревожности у детей (χ2 = 106,34, р < 0,05) и их матерей (реактивная тревожность χ2 = 24,19, личностная тревожность χ2 = 89,09, р < 0,05), а также переход на более высокий уровень детско-родительских отношений. Соответственно распределение 233 семей по уровню ДРО по окончании реализации программы выглядело следующим образом: высокий уровень ДРО в 217 (93 %) семьях, средний – в 16 (7 %), низкий уровень ДРО не регистрировался.

Результаты исследования и их обсуждение

Идентифицированные в исследовательской части работы проблемы (индивидуальные характеристики, дисгармоничные детско-родительские отношения) указали на необходимость организации профилактических мероприятий на нескольких уровнях.

Детский (индивидуальный) уровень психологической помощи реализуется:

● Непосредственным привлечением ребенка к обследованию с использованием программ для ЭВМ.

● Организацией образовательной среды.

Разработанные нами программы ЭВМ: Медико-психологическая экспертная система «Оценка и прогноз развития школьника» и «Система автоматизированной диагностики поведенческих особенностей и оценки условий развития ребенка» позволяют:

1. Своевременно выявлять проблемы развития ребенка.

2. Выделять факторы предрасположения и неблагополучия развития.

3. Предупреждать развитие дезадаптивных форм поведения у школьников.

4. Прогнозировать психологическую адаптацию / дезадаптацию детей.

5. Снизить уровень рисков развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности и других форм отклоняющегося поведения.

6. Проводить эпидемиологический анализ и учет дезадаптивных форм поведения.

7. Обеспечить лонгитюдное наблюдение за включенными в систему детьми.

8. Своевременно рекомендовать к проведению комплекс мер медико-психологического характера, направленных на оптимизацию развития, социализацию детей.

Организация образовательного пространства посредством реализации «Структурно-динамической модели сопровождения развития креативности» позволяет:

1. Информировать, заинтересовывать и мотивировать учителей к активному вовлечению школьников с СДВГ в учебный процесс с учетом их индивидуально-личностных характеристик посредством реализации учителем собственного творческого потенциала.

2. Диагностировать уровень развития креативности учащихся, рассматривать взаимосвязь креативности и сигнификации. Развивать креативность учащегося.

3. Формировать адаптивное поведение ребенка в школьной среде.

4. Способствовать реализации современной концепции модернизации обра зования.

5. Создавать оптимальные условия для освоения школьных знаний.

6. Предупреждать развитие деструктивных форм поведения и развития школьной дезадаптации.

Семейный уровень психологической помощи реализуется:

● посредством гармонизации детско-родительских отношений при реализации программы «Формирование благополучного родительства».

Данная программа позволяет:

Повышать ценность семьи в полноценном развитии личности ребенка и предупреждать формирование девиантного родительства.

Реализовывать психологическое сопровождение детско-родительского взаимодействия.

Обеспечивать развитие функциональных форм детско-родительского взаимодействия.

Создавать условия для сохранения и укрепления психического здоровья детей.

Способствовать развитию гармоничной личности ребенка.

Формировать и закреплять у ребенка адаптивное поведение.

Заключение

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого психологического сопровождения – здоровье ребенка, его счастье и благополучие.

Многолетний клинический и психолого-педагогический опыт автора позволил разработать различные формы мероприятий в сфере психологического сопровождения школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в различных условиях окружающей ребенка среды (образовательной, семейной) и рекомендовать их реализацию на различных уровнях (детский и семейный). Предлагаемые формы психологического сопровождения школьника должны стать фундаментом в профилактике школьной дезадаптации посредством формирования адаптивного поведения и создания условий для развития гармоничной личности.

Предлагаемые мероприятия, создавая фундаментальную основу, будут способствовать успешной реализации образовательного процесса, что позволит достигать наивысшего возможного уровня школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Рецензенты:

Игумнов С.А., д.м.н., профессор ка­федры реабилитологии УО «Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета», г. Минск;

Бурыкина М.Ю., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск.

Работа поступила в редакцию 28.11.2014.


Библиографическая ссылка

Семакова Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УСПЕШНОЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И СЕМЕЙНОМ УРОВНЯХ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-11. – С. 2529-2532;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35980 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674