Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ЛИБЕРАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аллахвердиева Л.А. 1
1 Институт экономики национальной Академии наук Азербайджана
В статье исследуется влияние степени либеральности внешней торговли на уровень развития сферы информационных услуг. С этой целью были использованы такие показатели развития сферы информационных услуг, как Индекс сетевой готовности, доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП и прибыль от экспорта информационных услуг. Для оценивания степени либеральности (дирижизма) внешней торговли был использован субиндекс внешней торговли, входящий в состав индекса левизны (правизны) экономики. В результате проведенного анализа было установлено, что для того, чтобы повысить Индекс сетевой готовности в стране, во внешнеторговой политике государства либеральность должна преобладать над административным регулированием. В тех странах Европы, где государство в меньшей степени вмешивается во внешнюю торговлю, доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП выше. Также было выявлено, что для того, чтобы прибыль от экспорта информационных услуг была более высокой, внешняя торговля должна быть более либеральной. Однако необходимо учитывать и то, что обеспечение либеральности внешней торговли может быть недостаточным по той причине, что на развитие сферы информационных услуг влияют и другие факторы.
субиндекс внешней торговли
индекс левизны (правизны) экономики
внешняя торговля
либеральность
информационные услуги
информационно-коммуникационные технологии
1. Kingue C. Evolution of service trade liberalization and its impact on competition: case of telecommunication in Cameroon, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/326979683_Evolution_of_service_trade_liberalization_and_its_impact_on_competition_case_of_telecommunication_in_Cameroon (дата обращения: 05.01.2019).
2. Mattoo A., Rathindran R. and Subramanian A. Measuring Services Trade Liberalization, Its Impact on Economic Growth: An Illustration. Journal of Economic Integration. 2006. Р. 64–98 [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-jei.org/upload/4Q358PDD5KW32JFU.pdf (дата обращения: 05.01.2019).
3. Fiorini M., Hoekman B. Services Trade Policy, Domestic Regulation and Economic Governance/ Discussion Paper 058, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/dp058_en.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
4. Müzəffərli N. İqtisadiyyatın sosialyönlüyü sağçı və solçu sistemlərdə. – Bakı, «Şərq-Qərb» Nəşriyyat Evi, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://economics.com.az/images/fotos/sag- solluq/N.Muzaffarli_Iqtisadiyyatin_Salliqi(Sollugu).pdf (дата обращения: 01.03.2019).
5. AMEA Iqtisadiyyat Institutu. AMEA Iqtisadiyyat Institutunun rəsmi Internet Saytı [Электронный ресурс]. URL: http://www.economics.com.az/ (дата обращения: 21.01.2019).
6. World Economic Forum. The Global Information Technology Report, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf (дата обращения: 05.03.2019).
7. Eurostat. Percentage of the ICT Sector on GDP, 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do;jsessionid=prEPYoAE3YLdRlxR0nH8xzgH55si5VhI1PKSKnJ_JGIoYVXfJADY!-389200218?tab=table&pcode=tin00074&language=en (дата обращения: 07.01.2019).
8. The International Trade Centre. Trade Map – International Trade Statistics, 2016 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.trademap.org/tradestat/Country_SelService_TS.aspx?nvpm=1|||||||S09|1|3|1|3|2|1|2|1|1 (дата обращения: 07.01.2019).

Научно-технический прогресс, автоматизация производственного процесса, активное применение хозяйствующими субъектами информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности в значительной степени увеличили значимость информации среди прочих факторов производства. Достоверная и значимая информация наряду с использованием рациональных методов ее применения позволяет человеку правильно сориентироваться и наиболее эффективно осуществлять свою деятельность. Уже сегодня уровень экономического развития стран в значительной степени зависит от степени доступности информации. Это значит, что в современных мирохозяйственных связях информации, а следовательно, и информационным услугам отводится главенствующая роль.

Цель исследования: определение взаимосвязи между степенью либеральности (дирижизма) внешней торговли и уровнем развития сферы информационных услуг. Государственное регулирование сферы информационных услуг, как, впрочем, и регулирование прочих их видов, включает в себя широкий спектр мер. К числу механизмов государственного регулирования сферы, прежде всего, относятся создание и совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и проведение налоговой политики, создание благоприятной инвестиционной среды, обеспечение развитости информационно-коммуникационных технологий и т.д. Степень государственного вмешательства во внешнюю торговлю также оказывает определенное влияние на развитие сферы информационных услуг. Объясняется это тем, что условия, создаваемые для ввоза современных информационно-коммуникационных технологий в страну, а также условия, создаваемые для привлечения иностранных инвестиций, – одни из важных факторов формирования и развития сферы информационных услуг.

Материалы и методы исследования

В мире встречается целый ряд исследований, проведенных с целью определения влияния степени либеральности внешней торговли и международной открытости различных сфер услуг как на развитие самих сфер, так и на общие экономические показатели страны. Выводы, к которым пришли исследователи, различны. Например, С. Кинг отмечает, что, несмотря на либерализацию внешней торговли в Камеруне начиная с 1998 г., уровень развития сферы ИКТ и конкуренции на рынке по-прежнему низкие, что приводит к низким темпам экономического роста [1]. Другие исследователи пришли к такому заключению, что либерализация внешней торговли услугами позволяет обеспечить долгосрочный экономический рост, к тому же влияние либерализации финансовых услуг на показатель сильнее влияния либерализации телекоммуникационных услуг [2]. Еще одна группа исследователей выявила, что либерализация внешней торговли положительно влияет на производительность и показатели экспорта предприятий сферы услуг [3].

Для того чтобы определить влияние степени вмешательства государства во внешнюю торговлю на сферу информационных услуг, прежде всего, необходимо отметить основные показатели, определяющие уровень развития сферы. Это Индекс сетевой готовности, доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП, прибыль, полученная от экспорта информационных услуг, и т.д. Степень же либеральности (дирижизма) внешней торговли можно определить при помощи разработанного в Институте экономики НАНА субиндекса внешней торговли (субиндекса ВТ), входящего в состав индекса левизны (правизны) экономики [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, уровень развития сферы информационных услуг, наряду с прочими показателями, следует определять по уровню развития создающих условия для производства и потребления этих услуг информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В обеспечении же развитости ИКТ значительная роль отводится государству. С этой целью оно вмешивается в экономику, и среди подобного рода вмешательств есть и моделеобразующие их формы, в том числе и вмешательство во внешнюю торговлю (установление тарифных барьеров, ограничений на иностранную собственность, на иностранные инвестиции и т.д.).

Таким образом, можно выдвинуть следующую гипотезу: чем либеральнее внешняя торговля (чем ниже тарифы, чем меньше ограничений на иностранную собственность и т.д.), тем выше будет уровень развития ИКТ; это, в свою очередь, послужит причиной повышения уровня развития сферы информационных услуг.

Исследуем взаимосвязь между субиндексом внешней торговли и индексом сетевой готовности (рис. 1).

Взаимосвязь между указанными показателями достаточно высокая, отрицательная, что позволяет судить о том, что с ужесточением внешнеторговой политики государства уровень развития ИКТ снижается. Самый высокий показатель индекса сетевой готовности – 6 – наблюдается в самой либеральной по субиндексу ВТ стране – Сингапуре (0,057) и в относительно либеральной Финляндии (0,179). В Азербайджане индекс сетевой готовности (4,3) чуть ниже среднего по исследуемым странам показателя (4,5). В странах с более жестко регулируемой внешней торговлей Индекс сетевой готовности более низкий. К этим странам относится Бразилия (соответственно 0,345 и 4), Египет (соответственно 0,398 и 3,7), Нигерия (соответственно 0,419 и 3,2), Бангладеш (соответственно 0,425 и 3,3), Индия (соответственно 0,439 и 3,8) и т.д. Если рассматривать средний показатель индекса сетевой готовности в зависимости от интервалов субиндекса внешней торговли, то можно заметить, что максимальное значение среднего показателя индекса (4,9) наблюдается в странах, где субиндекс ВТ находится в интервале от 0 до 0,200, и, по мере сдвига стран по субиндексу ВТ влево (с повышением показателя), средний показатель индекса сетевой готовности снижается (0,201–0,300 и 4,5; 0,301 и выше, 3,8 соответственно).

Следующая диаграмма отражает взаимосвязь между субиндексом внешней торговли и долей информационно-коммуникационных услуг (разработка программного обеспечения, телекоммуникационная деятельность, издательская деятельность, кино и звукозапись, радио- и телевещание и т.д.) в ВВП по странам мира (рис. 2).

В исследуемых странах (страны Европы) взаимосвязь между показателями выше среднего (R = –0,646). Показатель критерия Фишера равен 0,0002 (<0,05), что подтверждает значимость данной взаимосвязи. В странах, где субиндекс внешней торговли имеет значение до 0,200, минимальная доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП равна 4,2, максимальная – 9,7; в странах с субиндексом внешней торговли выше 0,200–2,2 и 7,4 соответственно. Таким образом, в странах с более либеральной внешней торговлей доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП выше.

Известно, что в странах Европы сфера информационных услуг достаточно развита. Об этом свидетельствуют также показатели, подсчитываемые различными международными организациями и отражающие уровень развития в них информационного общества (информационной экономики). В этих странах степень государственного вмешательства во внешнюю торговлю – всего лишь один из многих факторов, обусловливающих развитие сферы информационных услуг.

Исследование того, каким образом наряду с субиндексом ВТ на развитие сферы влияют и прочие факторы, не было проведено по той причине, что, как показали проведенные ранее исследования, многие из них (например, уровень экономического развития, инвестиции, вложенные в отрасль, и т.д.) сами в определенной степени зависят от данного субиндекса. Таким образом, в странах Европы доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП тем выше, чем меньше степень государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Однако показатель того, является ли внешнеторговая политика государства либеральной, или дирижистской – всего лишь один из многих факторов воздействия на развитие сферы информационных услуг.

Любая страна, занимаясь производством товаров и услуг, старается продвинуть их на мировой рынок. И информационные услуги при этом – не исключение. Высокая прибыль, полученная от экспорта информационных услуг, свидетельствует об их конкурентоспособности. А для того, чтобы обеспечить их конкурентоспособность, информационно-коммуникационные технологии в стране должны отвечать современным мировым стандартам, иначе говоря, уровень развития сферы информационно-коммуникационных технологий должен быть высоким. При этом необходимо учесть, что многие страны импортируют информационно-коммуникационные технологии.

allahar1.wmf

Рис. 1. Субиндекс внешней торговли и Индекс сетевой готовности по странам мира, 2017 [5; 6]

allahar2.wmf

Рис 2. Субиндекс внешней торговли и доля информационно-коммуникационных услуг в ВВП ( %), 2015 [5; 7]

allahar3.wmf

Рис. 3. Суб-индекс внешней торговли и прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., долл. США, 2016 [5; 8]

Таким образом, поскольку внешнеторговая политика государства влияет на ввоз в страну технологий, она влияет и на «производство» информационных услуг, и на потребление данных услуг другими странами.

Следующая диаграмма отражает взаимосвязь между степенью либеральности (дирижизма) внешней торговли и прибылью от экспорта информационных услуг (в данном случае услуг информационных агентств и прочих информационных услуг, за исключением телекоммуникационных и компьютерных) (рис. 3).

В результате анализа, проведенного по 38 странам, было выявлено, что связь между показателями слабая, однако критерий Фишера меньше, чем 0,05, (0,0348), свидетельствует о том, что данная взаимосвязь значима. Максимальная прибыль от оказанных другим странам информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., наблюдается в Нидерландах (субиндекс внешней торговли = 0,172, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел. = 240 809 долл. США). Наряду с этим, в находящихся по показателю субиндекса внешней торговли приблизительно на одном уровне с Нидерландами странах, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., намного меньше. Например, в Латвии (0,171 и 14 112 долл. США соответственно), в Словакии (0,173 и 11 162 долл. США соответственно), в Дании (0,174 и 22 494 долл. США, соответственно).

В странах с субиндексом внешней торговли выше 0,210, прибыль, полученная от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., ниже 5 тыс. долл. США. А в некоторых странах данный показатель даже меньше 1 тыс. долл. США. К этим странам относятся Украина (субиндекс внешней торговли = 0,235, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., – 555 долл. США), Бразилия (субиндекс внешней торговли = 0,349, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., – 368 долл. США), Казахстан (субиндекс внешней торговли = 0,344, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., – 79 долл. США), Филиппины (субиндекс внешней торговли = 0,235, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., – 37 долл. США), Бангладеш (субиндекс внешней торговли = 0,426, прибыль от экспорта информационных услуг, в расчете на каждые 1000 чел., – 6 долл. США) и др.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить более высокую прибыль от экспорта информационных услуг, внешняя торговля, с учетом прочих факторов воздействия, должна быть более либеральной.

Выводы

Исследовав влияние степени либеральности внешней торговли на показатели, отражающие уровень развития сферы информационных услуг, были получены следующие выводы:

1. Для того чтобы повысить характеризующий уровень развития сферы информационных услуг индекс сетевой готовности, во внешнеторговой политике государства либеральность должна преобладать над административным регулированием (тарифные барьеры должны быть низкими, ограничения на иностранную собственность должны быть незначительными, инвестиционная среда, созданная для иностранных инвесторов, должна быть благоприятной). Особо следует отметить, что на индекс сетевой готовности, помимо внешнеторговой политики государства, влияют и другие факторы.

2. В странах Европы вмешательство государства во внешнюю торговлю в меньшей степени сопровождается более высокой долей информационно-коммуникационных услуг в ВВП. Следует также учесть и то, что степень либеральности или дирижизма внешнеторговой политики государства в них – всего лишь один из многих факторов, влияющих на данный показатель.

3. Для того чтобы прибыль от экспорта информационных услуг была более высокой, внешняя торговля, с учетом прочих факторов воздействия, должна быть более либеральной.


Библиографическая ссылка

Аллахвердиева Л.А. ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ЛИБЕРАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 4. – С. 7-11;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42430 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674