Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Кувшинов Д.Ю., Перминов А.А.
Одним из факторов риска развития сердечно-со­судистой патологии является коронарное поведение (Rosenman R.H.1985, Барбараш О.Л. 2000). Поведение типа А - комплекс личностных характеристик, вклю­чающих нетерпеливость, агрессивность, стремление к доминированию, стремление достичь эффекта во мно­гих сферах деятельности, неумение отдыхать. Суще­ствует немало доказательств того, что даже в состоя­нии покоя здоровые люди типа А имеют более высо­кую симпатическую и адренокортикальную актив­ность. Однако наиболее существенные изменения гомеостатических показателей наблюдается у этих лиц в реакциях на психоэмоциональные воздействия. Вызывает беспокойство и «омоложение» сердечно-сосудистых заболеваний, увеличение риска их разви­тия в подростковом возрасте. Так, уже в возрасте 15-16 лет выявляются половые особенности формирова­ния факторов риска (ФР) развития атеросклероза: они выявляются у 46% мальчиков и у 31% девочек. Есть данные (Bernson e.a., 1980) и о развитии ИБС в дет­стве, и о формировании типа А также в детстве (Bergman, Magnusson, 1983).

На кафедре нормальной физиологии Кемеров­ской медицинской академии проведено исследование коронарного поведения у лиц юношеского возраста анкетой - юношей типа А было выявлено 25 человек, девушек - 26, юношей типа АВ - 75, девушек типа АВ - 145 человек. Для оценки стрессреактивности ис­пользовали: 1) цветовой тест Люшера; 2) опрос по Дж.Тейлору для выявления уровня тревожности; 3) оценку "индивидуальной минуты"; 4) функциональ­ную пробу "Математический счет"; 5) автоматиче­ский анализ ритма сердца для определения индекса напряжения регуляторных систем (ИНРС); 6) иридо­скопическое определение числа нервных колец ра­дужки. Все параметры ранжировали на высокие, средние и низкие (3, 2 и 1 балл соответственно). Об­щее число баллов стрессреактивности колебалось от 9 до 17 у отдельных лиц. Определение биологического возраста старения (БВс) и сравнение его с должной величиной проводили по методу, разработанному В.П.Войтенко с коллегами в Киевском НИИ геронто­логии (Войтенко В.П. и др., 1984). Для экспресс-оценки физического здоровья использовали метод, разработанный под руководством проф. Г.Л. Апанасенко. Анкетой Хорна выявляли следую­щие мотивы курения: 1-мотив стимулирования, взбадривания от лени; 2-удовольствие от самого про­цесса курения; 3-желание расслабиться; 4 - снятие напряжения; 5-некотролируемое желание закурить; 6-привычка.

Анализ особенностей коронарного поведения у юношей позволил выявить, что БВс у лиц типа А имел тенденцию к более высоким показателям, чем у лиц типа АВ (1,42±0,06 и 1,39+0,03). Вообще, для юношей обоих типов превышение должных темпов старения было равно примерно 1/3 и было гораздо больше, чем у девушек. Уровень стрессреактивности был выше, чем у типа АВ. Среди отдельных проявле­ний стресс-реакций можно отметить, что уровень личностной тревожности, показатели пробы «Счет» и показатели ИНРС - т.е., по сути, кардиальные прояв­ления стрессов были выше у лиц типа А. Анализ аб­солютных величин выявил достоверное превышение параметров тревожности (21,3±2,9 и 16,03±1,3 соот­ветственно), величины ИНРС. А вот число колец ра­дужки было больше у лиц типа АВ (4,7±0,3 и 4,3±0,5 кольца). Экспресс-оценка уровня физического здоро­вья выявляла в полтора раза более низкие показатели у лиц типа А по сравнению с АВ.

У девушек типа А БВс также имел тенденцию к более высоким показателям, чем у лиц типа АВ (1,09±0,03 и 1,04±0,02), хотя отклонение от должных величин было существенно ниже, чем у юношей, но разрыв между параметрами лиц а и АВ у девушек был больше. Уровень стрессреактивности был выше у лиц типа А на 0,6 балла по сравнению с девушками АВ, и превышал таковой параметр юношей. Анализ отдель­ных проявлений стрессреактивности показал, что у лиц типа А выше были следующие параметры - уро­вень личностной тревожности, показатели пробы «Счет», индивидуальная минута, а вот величины ИНРС, радужки и теста Люшера мало различались. Анализ абсолютных величин выявил достоверное превышение параметров тревожности (и существен­ную разницу с показателями типа АВ) у лиц типа А - 25,35±1,5 и 19,3±1,5 баллов соответственно. Число колец радужки было недостоверно большим у лиц типа АВ - 5,05±0,21 колец в среднем и 4,90±0,30 кольца у лиц типа А. Уровень здоровья оказался выше у типа А.

Был также произведен анализ взаимосвязи моти­вов курения и типа коронарного поведения. Наи­большее значение у юношей типа А и АВ имеет 4 мо­тив (12,7±0,6 и 11,03±0,8 баллов); наименьшее значе­ние - 6 мотив (5,3±0,7 и 5,7±0,8 баллов соответст­венно). У девушек типа А наибольшее значение имеет 5 (11,6±0,8) и 4 (11,3±1,6) мотивы, у девушек типа АВ - 4 мотив (11,8±0,4); наименьшее значение у девушек типа А имеет 1 мотив, у девушек типа АВ - 1 и 6 мо­тивы. В целом, более сильную мотивацию к курению имели юношей типа А (в среднем 8,6±0,9 баллов) чем юноши типа АВ - 7,8±0,8 балла. У девушек А и АВ этот параметр практически не различался (8,89±1,10 и 8,94±0,61 балла).

Таким образом, для юношей тип А, по видимому, является достаточно весомым фактором риска сер­дечно-сосудистой патологии, тогда как для девушек это не всегда так. образом, используя полученные данные становиться возможным научно- обоснован­ный подход к борьбе с такой пагубной привычкой, как курение.