Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE INFLUENCE OF THE WORLD CRISIS ON THE ECONOMICAL STABILITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Goreyeva N.M. 1 Demidova L.N. 2 Chernyaev S.I. 3
1 Kaluga branch RSAU MAU n. a. K.A. Timiryazev
2 Kaluga branch Financfinancial university at the government RF
3 Kaluga branch of the Bauman MSTU
The paper presents the evaluation of the economic situation in developed countries, and Russia. The study examined the fractal nature of most socio-economic phenomena.A typical feature of economic processes has become a trend of their sharpness and intermittent flow.Characteristic is the high probability of significant and unpredictable fluctuations of economic indicators. All economies with its characteristics is not capable of steady upward development. It is therefore necessary to develop a way out of the crisis. Mechanisms of financial control can not be used and are at an impasse. The monetary policy of the central banks do not have an effective management tool and not formed of measures to combat the crisis. In the conditions of financial crisis reduction of economic stability of the Russian economy led to falling of volumes of gross domestic product, folding of the financial support of the banking sector to the real sector of economy, giving priority to only raw branches. High taxation load of the budget for the real sector of economy and reduction of volumes of allocated credit resources leads to stagnation of small businesses. In the paper an attempt is made to summarize number of anti-recessionary measures which are taken by dynamically developing economies, and then their efficiency is estimated.
assessment of the results of the world’s financial crisis in Russia and developing countries
analysis of dynamics of investments
banks investment activity
ways of recovery from the crisis for Russia
foreign experience of recovery from the crisis
1. Indikatory innovacionnoi dejаtel’nosti: stat. sb. M.: Nacional’nyi issledovatel’skii universitet «Vysshajа shkolay еkonomiki», 2011, рр. 6–8.
2. Vsemirnyibank: mirovajа yеkonomikaostaetsjа neustoichivoi [Yelektronnyiresurs] 2012. Rezhim dostupa: http://www.iep.ru/ru/kommentarii/vsemirnyi-bank-mirovaya-ekonomika-ostaetsya-neustoichivoi.html/, svobodnyi. Zagl. syеkrana
3. Zaklyuchenie Schetnoipalaty Rossiiskoi Federaciina proekt Federal’nogo zakona «O Federal’nom byudzhetena 2012 god inaplanovyi period 2013 i 2014 godov» [Yelektronnyi resurs]. 2013. Rezhim dostupa: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/resolution2012-tree_files-fl-555.pdf, svobodnyi. Zagl. S yеkrana.
4. Oficial’nye byulleteni Rosstata [Yelektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru, svobodnyi. Zagl. s yеkrana.
5. Perspektivy inostrannyh investicii v Rossii: slishkomvelikiriski [Yelektronnyi resurs] Finam. 2012. Rezhim dostupa: http://www.finam.ru/analysis/forecasts00D40/, svobodnyi. Zagl. s yеkrana

Финансовый кризис показал, что формирование экономики не может развиваться по абсолютно линейной восходящей функции. Но и цикличность такого рода процессов для институтов рыночного регулирования не свойственна. В динамических рядах по основным финансово-экономическим индикаторам развитие не имеет константы и законов подобия и может быть рассмотрено с точки зрения фрактальных свойств данных явлений и процессов. Например, как показали исследования финансового рынка, статистическое распределение доходности финансовых активов не является гауссовским (нормальным), а представляет собой паретовское распределение, имеющее бесконечную дисперсию и значительное отклонение от ±3σ. Фрактальная природа большинства социально-экономических явлений проявляется в её постоянной эволюницизации, поскольку сам процесс эволюции таких систем есть самоподобное переходное состояние‒процесс. Трудность рассмотрения и оценки таких процессов заключается не только в сложности подбора функций, но и в самой синергетике системы. Для такой формы фрактальных распределений характерным является высокий пик и толстые хвосты, которые обусловлены незначительным количеством больших изменений. Типичной здесь представляется тенденция их резкости и прерывистости протекания (рисунок).

Это означает высокую вероятность значительных и непредсказуемых колебаний рыночных переменных, способных подорвать финансовую стабильность. В условиях неустойчивости и переоценённости финансовых рынков, создания фондовых пузырей, высокой долговой нагрузки развитых и развивающихся стран правительства не могут разработать какие-либо эффективные меры воздействия на экономику с целью устранения диспропорций и кризисных явлений.

pic_75.wmf pic_76.wmf

Динамика производства нефти и зерна в мире

Сама экономическая система с её имеющимися на сегодня характеристиками не способна к устойчивому восходящему развитию. Стратегия и механизмы финансового регулирования не меняются и находятся в тупике. Евроцентробанк провел в 2011–2012 гг. значительную эмиссию, которая в свою очередь пойдёт на компенсацию падающего спроса. Она должна была предотвратить дефляционный обвал финансовой системы, как и меры США по стимулированию потребительского рынка. Однако формирование банковских надстроек в ЕЭС, США не имеют созидательного начала. Центральные банки всех развитых и развивающихся стран при создании своей денежно-кредитной политики не обладают эффективным инструментом управления и не сформировали мер для борьбы с кризисом. Власти, которые должны были бы обеспечивать монетарное регулирование, не нашли адекватных антикризисных методов.

Таким образом страны «большой двадцатки», производящие до 90 % мирового ВВП, должны в самое ближайшее время выработать новые механизмы, обеспечивающие макроэкономическое равновесие не просто для взаимообусловленности существования секторов и рынков, но и для обеспечения баланса экономических процессов. С этой точки зрения неравновесие и диспропорции в народном хозяйстве стран порождаются разнонаправленной динамикой большинства элементов системы. Поэтому сбалансированным можно считать состояние экономической системы, при котором обеспечивается определенное соотношение ее элементов, противодействующее возникновению турбулентности. В таком понимании проявлением неравновесия, в частности, выступает разнонаправленная динамика стоимости денег во внутренней и внешней экономике, то есть сочетание инфляции с ростом валютного курса. Тогда внутри страны повышается процентная ставка, и корпорациям становится выгоднее заимствовать за рубежом. Например, в России (на 1 июля 2008 г.) это привело к резкому росту внешнего корпоративного долга – до 454,8 млрд долл. (в том числе банковского сектора – до 191,3 млрд долл.). Резкое сокращение «финансовой подушки» в виде фонда будущих поколений и резервного фонда не позволят финансировать инвестиционные проекты, направленные на развитие рыночной инфраструктуры и спроса. Низкий рост ВВП России во многом обусловлен увеличением потребительского спроса, но не на отечественные товары, а на импорт.

В стране идет успешное расходование бюджетных денег на проекты, которые не принесут ни дохода, ни повышения социальных гарантий населению. По экспертной оценке Счетной палаты, общий объем расходов федерального бюджета на подготовку и проведение Олимпиады-2014 составит на 2012 год 154 767,2 млн рублей, на 2013 год – 91 474,0 млн рублей, на 2014 год – 27 664,4 млн рублей. В сравнительной оценке расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов на 2012–2014 годы предусматриваются в сумме 1 120,4 млрд рублей, в том числе на 2012 год – 457,0 млрд рублей (из которых 33,6 % составят траты на подготовку к Олимпиаде-2014), на 2013 год – 350,1 млрд рублей или 7,7 %, на 2014 год – 313,3 млрд рублей [3].

Во время финансового обвала в 2008 году российские компании и банки заняли за рубежом 570 млрд долл., что в сравнительной оценке составляло практически все резервы страны (550 млрд долл.). При этом процентные выплаты по долговым обязательствам составляли 24 %. Эти «дорогие деньги» были направлены не на конкретные проекты и использованы крайне неэффективно. При полноценном финансировании адресной федеральной инвестиционной программы только 354 объекта из 1036 запланированных к вводу в эксплуатацию в 2010 завершены (34,2 %). По состоянию на 1 января 2011 года дебиторская задолженность по бюджетным инвестициям в объекты федеральной и муниципальной собственности в целом составляла 85 598,3 млн рублей (на 1 января 2010 года – 30 274,3 млн рублей) и увеличилась за 2010 год в 2,8 раза. За 8 месяцев 2011 года, по данным Минэкономразвития России, из 2078 объектов, подлежащих к вводу, введено в эксплуатацию 52 объекта, или 2,5 % [3]. В разрезе ведомственной структуры расходов наибольший объем ассигнований (38,6 % общего объема) на реализацию инвестиционных проектов ФАИП предусмотрен по Минтрансу России.

Распыление как бюджетных, так и коммерческих средств, на реализацию неприбыльных инвестиционных проектов, в т.ч. бесперспективных для модернизации и развития производства, приведет к стагнации экономики уже в среднесрочной перспективе.

Кроме того, указанное проявление неравновесия нарушает процесс трансформации доходов в сбережения, а последних – в инвестиции [4]. Значительная часть затрат на инновации аккумулируется в сырьевом секторе [1].

Динамика затрат на технологические инновации и показателей инновационной деятельности в секторах экономики Российской Федерации

Показатель

2000

2007

2008

2009

2010

2010 г. к 2000 г., раз

Затраты на технологические инновации (до 2010 г. в пост. ценах 1995 г., в 2010 г. – в ценах 2000 г.), млн руб.

10462,7

15245,3

17143,1

21725,5

400803,8

38,3

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

           

добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,4

5,5

5,1

4,6

22,6

5,1

связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

16,9

4,2

4,2

3,8

2,2

0,13

В 2010 году разработкой и внедрением технологических инноваций занималось менее 10 % общего количества предприятий (для сравнения: в Германии – почти 70 %, Ирландии – 57 %, Бельгии – 60 %). В региональном разрезе только 11 регионов в РФ отличаются высоким уровнем инновационной активности (в том числе Томская, Новосибирская, Нижегородская области, Республика Татарстан и др.).

Инвестиционная деятельность банков является важной составляющей инвестиционных процессов в экономике. Банки как основная составляющая сектора финансовых посредников не оказывают сколь-нибудь существенной роли в финансировании и инвестировании в инновационную деятельность производителей в большинстве отраслей экономики. В процессе своей инвестиционной деятельности в микроэкономическом аспекте коммерческие банки должны участвовать в размещении ценных бумаг приватизируемых предприятий, осуществлять вложения в уставный капитал в виде акций, паев, долей в ценные бумаги предприятий, вести учредительскую деятельность. Высокая доля спекулятивных операций банков, направленных на максимизацию собственной маржи, не играет существенной роли в финансировании процессов, связанных с внедрением инноваций в промышленное производство. Не вкладывая в производство финансовый сектор, банки пытаются снизить риски, связанные с уменьшением надежности их деятельности и снижением устойчивости. Сложилось мнение, что инвестиционные кредиты в России имеют низкую доходность, ликвидность и высокие риски. С одной стороны это оправдано той современной ситуацией, в которой работают отечественные производители и функционирует финансовая система. Система «откатов» и «серых» денег не учитывается в затратах, но накладывает на них дополнительные транзакционные издержки. Кроме того, отсутствие гарантий правительства и правовой ответственности в сделках с инвестированием обрекает банки на убыточность такого рода операций.

Недостатки сформировавшейся деловой ситуации приводят к низкой деловой активности предпринимателей и оттоку их капиталов за границу в более благоприятную среду. Это подтверждают данные «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), по исследованиям которого уровень предпринимательской активности в России примерно в 4 раза ниже, чем в Бразилии и Китае, и в 2–3 раза ниже, чем в Мексике, Турции и ЮАР.

Попытки стабилизировать ситуацию с помощью регулирования инфляции в условиях такой неразвитости рыночной инфраструктуры, отсутствия заинтересованности товаропроизводителей в производстве продукции, финансирования спекулятивных операций банками не приведут к успеху. Не рост цен сам по себе, а его неравномерность и непрогнозируемость способствуют рецессии экономики России. Сокращение инфляции может нанести такой же вред, как и её увеличение, так как оказывает влияние на должников (они обнаруживают, что не в состоянии оплачивать дорогие кредиты, взятые под высокие проценты в расчете на несостоявшееся удорожание их продукции). Поддержка высокой ставки рефинансирования, высокая налоговая нагрузка формируют неблагоприятную экономическую конъюнктуру, которая, в свою очередь, в совокупности с дефицитом кредитных ресурсов, отсутствием государственной поддержки отечественных товаропроизводителей порождают кризис практически во всех отраслях народного хозяйства страны.

Для формирования позитивного инвестиционного климата в стране необходимо:

• предпринять меры по стимулированию инвестиций в производственную сферу экономики;

• устранить коррупционную составляющую;

• совершенствовать законодательную базу в сфере защиты отечественных товаропроизводителей;

• усилить квотирование иностранных товаров и устранить барьеры для входа на рынок (в том числе на сетевой);

• направить усилия на устранение диспропорций в государственном и монопольных секторах экономики.

Не стоит также забывать, что кризис – это еще и новые возможности, в том числе в плане прямых инвестиций, замечает партнер Alpha Associates Ричард Сиуолд. «Те, кто сможет воспользоваться этими возможностями, преуспеют года через четыре и удвоят свой капитал. Отдача после кризиса, как правило, самая высокая», – говорит он [5].

Таким образом, положительный эффект выхода из кризисной ситуации для России будет сопряжён с положительными макроэкономическими показателями мировой экономики, благоприятной внутренней институциональной средой и бизнес-климатом, эффективной бюджетной политикой Правительства РФ и денежно-кредитной политикой Банка России. А они не самые лучшие. В случае роста пенсионных расходов и долговой нагрузки, несогласованности действий правительств по разработке антикризисных мер в странах G8 и G20 возникает риск нового цикла кризиса, преодоление которого может стать сложной задачей для всего мирового сообщества [2].

Рецензенты:

Богачев С.П., д.э.н., профессор кафедры «Высшая математика и экономическая кибернетика» Калужского филиала ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Калуга;

Крутиков В.К., д.э.н., профессор, проректор по научно-методической работе, НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и технологий», г. Калуга.

Работа поступила в редакцию 07.03.2013.