Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE STATE REGULATION DIRECTIONS LEVELLING NEGATIVE CONSEQUENCES OF THE GENDER INEQUALITY

Garmaeva B.Z. 1
1 East Siberian State University of Technology and Management
This article considered the actual problem for Republic of Buryatia – problem of a gender inequality. It is a problem which connected to that the female labor loses the man’s during hiring and payment. Existence of a gender inequality leads to such negative consequences as growth of female unemployment, decrease in the income of incomplete families, deterioration of qualitative characteristics of a manpower. Among the main reasons causing existence of a gender inequality the author calls excess of the offer of labor over demand for it and low competitiveness of female labor in comparison with man’s. Therefore for elimination of negative consequences author suggested the state regulation directions consisting, firstly, in stimulation of demand for female labor, and secondly in achievement of supply and demand balance in labor market.
unemployment
gender inequality
female labor
employment
man’s labor
industry
agriculture
labor force
1. Doklad o razvitii cheloveka 2010, Available at: http://www. http://www.un.org/ru. (accessed 20 May 2014).
2. Zubarevich N.V. Regioni Rossii: sotsialnaya proektsia economicheskogo rosta, Available at: http://www. http://www. http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0273 (accessed 23 May 2014).
3. Ovcharova L.N., Prokopieva L.M.Sotsialno-economicheskie faktori feminizacii bednosti v Rossii. V kn. Ekonomika i socialnaya politika: gendernoe izmerenie. Kurs lekcii. Red. Malisheva M. M., 2002, рp. 59.
4. Sait Territirialnogo organa FSS po Respublike Buryatia. Available at: http://www. http://www./burstat.gks.ru/ (accessed 20 May 2014).
5. Statisticheskii ezhegodnik, 2012.: Stat. sb./Buryatstat- Ulan-Ude, 2012 g. 335 p.

В настоящее время на рынке труда особенно уязвимой становится женская рабочая сила: в условиях дефицита рабочих мест конкурентоспособность женщин ослабевает. В результате изменения структуры экономики региона произошел спад промышленного производства, который привел к сокращению спроса не только на мужскую, но и на женскую рабочую силу. И, как следствие, произошел переток мужской рабочей силы в отрасли финансового сектора, торговли услуг, где ранее преимущественно были заняты женщины. Тем самым в данных отраслях резко обозначилась конкуренция между мужчинами и женщинами.

Рыночные преобразования в экономике резко сократили возможности приложения труда, привели к кризису воспроизводства трудовых ресурсов, массовой безработице. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы продуцирует гендерное неравенство, проявляющееся в дифференциации между мужчинами и женщинами, трудовой дискриминации по отношению к женщинам. Неравноправное положение мужчин и женщин на рынке труда, неравный размер получаемого дохода тормозят социально-экономическое развитие и снижают благосостояние общества.

Перспективой решения проблем воспроизводства трудовых ресурсов, изменения спроса на рабочую силу и, как следствие решения отрицательных последствий гендерного неравенства, является создание рабочих мест путем проведения масштабной промышленной политики. В основе ее должна лежать переориентация курса государственного регулирования экономики на развитие импортозамещающего производства. Результатом такой политики станет подъем экономики. Экономический спад же влечет за собой снижение занятости и возникновение безработицы. Так, анализ показывает, что за годы реформ в структуре ВВП снизились доли производства в таких основных отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, строительство. Произошедшие изменения в структуре ВВП вызвали и изменение характера занятости (рис. 1).

pic_52.wmf

Рис. 1. Динамика отраслевой структуры занятости, тыс. чел. [5]

Так, данные табл. 1 свидетельствуют о снижении рабочих мест в промышленности – на 41,5 тыс. человек, в сельском хозяйстве – на 10,2 тыс. человек, в строительстве – на 11,3 тыс. человек, в транспорте – на 14,4 тыс. человек.

Напротив, в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, финансы и страхование произошло увеличение занятости. И, как следствие, произошел переток мужской рабочей силы в те отрасли, где преимущественно были заняты женщины.

Таблица 1

Структура занятости в отраслях экономики Республики Бурятия, % [4]

Отрасль

1990 г.

2012 г.

Тип отрасли

муж.

жен.

муж.

жен.

Промышленность

28,7

28,0

25,2

10

м

Строительство

18,0

14,5

9,1

1,3

м

Сельское и лесное хозяйство

16,5

20,7

17,6

11,2

м

Транспорт и связь

13,8

13,6

8,3

4,3

м

Торговля

1,7

2,7

20,1

18,3

ж-м

Финансовая деятельность

0,1

0,3

0,8

3,0

ж

Образование

5,4

5,2

5,0

17,9

ж

Здравоохранение

2,3

2,2

3,7

13,3

ж

Операции с недвижимым имуществом, аренда

0,3

0,4

4,6

3,6

м-ж

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

2,1

2,0

11,6

7,3

м-ж

Жилищно-коммунальное хозяйство

4,7

5,3

2,6

5,1

ж-м

Прочие отрасли

3,0

3,9

1,0

3,0

 

Именно в сфере торговли мы сегодня наблюдаем активную динамику роста занятости за последние двадцать лет. Таким образом, Республика Бурятия преимущественно ориентирована на сбыт ввезенной из-за рубежа и соседних регионов продукции, на сохранение рабочих мест в тех странах и регионах, где производят данную продукцию. В результате на региональном рынке труда складывается напряженная ситуация по безработице, поскольку предложение рабочей силы превышает спрос ввиду отсутствия необходимого количества рабочих мест.

В рыночной экономике в условиях ограниченного спроса на рабочую силу на рынке труда, как правило, наиболее конкурентоспособной является мужская рабочая сила. То, что женская рабочая сила уступает мужской, можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, в российской практике семейные обязанности в большей степени возложены именно на женщин (уход за детьми, домашний труд). Во-вторых, репродуктивный труд на определенное время «высвобождает» женщину из общественного воспроизводства, этот перерыв негативным образом отражается на квалификации. Все эти моменты приводят к нежеланию работодателей нанимать женщин, в особенности женщин с детьми.

Большинство работодателей занижают ценность женской рабочей силы в связи с тем, что традиционно женщины больше ориентированы на семью, нежели на работу, и поэтому в большей степени, чем мужчины, обременены семейными обязанностями. Последнее влияет на то, что женщины часто не готовы брать на себя повышенную нагрузку, работать сверхурочно, отправляться в длительные командировки [3]. Вследствие этого в условиях высокой конкуренции за рабочие места работодатели предпочитают нанимать мужчин.

В этих условиях большинству женщин приходится адаптироваться следующим образом: либо соглашаться на низкооплачиваемую работу, либо уходить в неформальный сектор экономики. Все это снижает возможности и ресурсы женщин. В неформальном секторе экономики отсутствие трудового договора часто приводит к нарушению прав и социальных гарантий женщин. В силу сложного экономического положения и обусловленных неравенством полов ограниченных возможностей для выбора многие женщины вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу и плохие условия труда, так как в силу ряда причин являются менее предпочтительной рабочей силой.

Таким образом, стойкое существование гендерных стереотипов снижает ценность женской рабочей силы и делает ее невостребованной на рынке труда, что приводит к росту женской безработицы.

При определении гендерного неравенства ориентируются, прежде всего на заработную плату. Так, в большинстве регионов России наблюдается гендерный разрыв в средней заработной плате в пользу мужчин [2]. Еще одна проблема для республики – очень низкое представительство женщин во власти. Только в каждом десятом регионе доля женщин среди депутатов региональных парламентов превышает 20 %, а в четверти регионов их менее 5 % или вовсе нет.

В связи с этим проблема гендерного неравенства с определением места женщин в социальной стратификации приобретает в Республике Бурятия особую остроту.

Нами предлагается измерить гендерное неравенство с помощью методики, предложенной ООН [1]. Этот индекс отражает неблагополучное положение женщин по трем измерениям – расширение прав и возможностей, экономическая активность и репродуктивное здоровье – для стран, по которым имеются качественные данные.

Источниками данных для расчета индекса гендерного неравенства по Республике Бурятия служат:

  • показатель материнской смертности;
  • уровень рождаемости среди женщин моложе 20 лет;
  • процентное соотношение женщин-депутатов мужчин-депутатов в Народном Хурале РБ;
  • уровень среднего и высшего образования женщин и мужчин;
  • уровень экономической активности женщин и мужчин на рынке труда.

Итак, данные для вычисления индекса гендерного неравенства представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели для расчета индекса гендерного неравенства по Республике Бурятия

 

Здоровье

Расширение прав и полномочий

Рынок труда

Коэффициент материнской смертности

Коэффициент рождаемости у женщин до 20 лет

Парламентское представительство, %

Уровень среднего и высшего образования, %

Уровень экономической активности на рынке труда, %

Женщины

117

75,6

0,075

0,488

0,640

Мужчины

н/п

н/п

0,925

0,463

0,852

(F + M)/2

garm01.wmf

garm02.wmf

(0,640 + 0,852)/2 = 0,746

   

Источник: составлено автором.

Используя вышеприведенные данные, далее получаем

garm03.wmf

Harm (GF, GM) = 0,201.

Индекс гендерного неравенства таким образом составит

I = 1 – Harm (GF, GM)/GF,M;

I = 1 – 0,201/0,546 = 0,632.

Полученное значение индекса гендерного неравенства характеризует высокую степень дифференциации между мужчинами и женщинами, существование явной дискриминации в отношении женщин.

Среди отрицательных последствий, продуцируемых существованием гендерного неравенства, необходимо отметить следующие негативные явления:

1) рост женской безработицы вследствие ограниченных возможностей приложения труда женщин;

2) снижение материальной обеспеченности домохозяйств, в особенности это касается неполных семей, где воспитание и содержание детей ложится полностью на плечи матери;

3) снижение ресурсов домохозяйств приводит к ухудшению воспроизводства трудовых ресурсов.

Так, следует разработать стратегию, благодаря которой возможно достижение равенства между женщинами и мужчинами. Необходимо проведение комплексной политики государства, направленной, во-первых, на устранение препятствий в трудоустройстве женщин путем создания равных условий и для женщин и для мужчин, во-вторых, на достижение экономического роста с созданием спроса на рабочую силу и рабочих мест.

В связи с этим нами разработаны следующие меры государства, нивелирующие отрицательные последствия гендерного неравенства (рис. 2).

pic_53.wmf

Рис. 2. Меры государственного регулирования, нивелирующие отрицательные последствия гендерного неравенства

Итак, остановимся на вышеуказанных мерах более подробно.

1. Стимулирование спроса на женскую рабочую силу

1.1. Снижение гендерного неравенства, устранение гендерной дискриминации становится возможным благодаря приданию этим вопросам законодательного характера, основной целью которых должно стать выравнивание прав и возможностей между мужчинами и женщинами.

1.2. Предоставление налоговых льгот фирмам, использующим преимущественно женскую рабочую силу. Для тех фирм, где более 50 % персонала состоит из женских трудовых ресурсов, предоставлять налоговые льготы, налоговые кредиты, тем самым способствуя приросту доходов этих фирм и стимулируя при этом найм большего количества женщин.

1.3. Поощрение экономических прав и самостоятельности женщин путем упрощения процедур регистрации фирм, руководство которых осуществляется женщинами. Данные меры окажут сильное воздействие: в условиях ограниченного спроса на труд это будет способствовать повышению занятости женщин.

2. Достижение баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда

2.1. Необходимость проведения промышленной политики, нацеленной прежде всего на модернизацию технологического оборудования, которое обеспечит производство качественных, конкурентоспособных товаров. Необходимость со стороны государства создавать стимулы для инвестирования в отечественное производство промышленных товаров.

Расширение сферы производства сопровождается увеличением потребности в рабочей силе (как мужской, так и женской).

2.2. Усиление протекционистской политики с ориентацией на импортозамещающее производство. Защищенные от конкуренции со стороны иностранных фирм отечественные предприятия имеют больше преимуществ в производстве и реализации своих товаров. Тем самым гарантируется создание дополнительных рабочих мест.

2.3. Активная государственная поддержка сельского хозяйства состоит в субсидировании части затрат сельхозпроизводителей, в обеспечении материальной подстраховки в случае образования больших убытков. Тем самым здесь создается и поддерживается занятость как мужского, так и женского населения в сельских местностях, где проблемы безработицы наиболее остры.

Выводы

В рыночной системе фирмы действуют как максимизирующие свою прибыль агенты, нацеленные на повышение эффективности своей деятельности. Так, работодатели при найме работников обращают внимание прежде всего, на то, насколько эффективно они будут справляться со своими обязанностями: в силу того, что на женщин ложится больше домохозяйственной нагрузки, то и работать они будут с меньшей отдачей, чем мужчины. Это является одной из основных причин существования гендерного неравенства. Не менее важная причина кроется в неспособности рынка труда предложить необходимые рабочие места в связи с тем, что в сфере производства используется сырье, массовые поставки которого осуществляются из соседних регионов и стран, в активно развивающейся сфере торговли преобладают товары иностранного производства. Таким образом, республика теряет свои возможности производить свою продукцию, а значит и создавать рабочие места.

В рыночных условиях возрастает роль государства как регулятора всех экономических процессов. Только с помощью законодательно закрепленных механизмов воздействия на экономику становится возможным решить проблемы занятости населения, а вместе с тем и проблемы гендерного неравенства и справиться с его отрицательными последствиями.

Рецензенты:

Баженова В.С., д.э.н., профессор, директор Института подготовки кадров, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ;

Цыренова Е.Д., д.э.н., профессор, проректор по ДОМС, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ.

Работа поступила в редакцию 10.10.2014.