Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

THE SPECIFIC OF RELIGIOUS CULTURE IN RUSSIA: SOCIETY– CULTURAL ASPECTS OF DEVELOPMENT RUSSIAN ETHNOSES

Gishlakaev A.Z. 1
1 FGBOU VPO «Chechen State University»
Religiosity as a scientific trend is still forming, that is why the science itself has not defined and specified the problematic field of research. The study of religious culture, the definition of moral universalities’ and nations – specific ethnoses presentations and norms’ correlation features of interpretation in them of common to all mankind moral demands are very actual. The 1980–2000 growth of social-cultural activity and awakening of ethno- cultural selfcosciousness of nations of Russia and Caucasian regnum take plase at the considered period. The problem of the religiosity analyzed on the basis of the researches of the authors of our country. The article covers characteristic features of the confessional situation in Russia and Caucasian regnum. Religical activity of russian ethnoses very significant, as a subject of spiritual culture, was investigated in an article by the author.
tradition
religion
culture
modernisation
specific ethnoses presentations
1. Kislyuk K.V. Driver O.N. Religiovedeniye. Rostov-on-Don: Phoenix, 2003.
2. Kohn I.S. Seksualnost. Moral. Culture //Sb. науч. works: ethical thought. M.: Republic, 1990.
3. Religion and civil society: tolerance problem. Materials of the Round table (on November 16, 2002). – SPb. : St. Petersburg philosophical society, 2003.
4. Smelzer N. Sotsiologiya: the lane with English. M.: Phoenix, 1994.
5. Kagan M.S. System approach and humanitarian knowledge: chosen articles. L.: Publishing house of the Leningrad university, 1994.

Религиозная жизнь общества – едва ли не самый значимый аспект в сегодняшней российской общественной жизни. Пожалуй, ни одна партия или общественное движение не пользуются таким вниманием общества, как религия. В многочисленных исследованиях, проведенных в регионах, обращается внимание на актуальность религиозного фактора во всех сферах социальной действительности современных россиян.

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяется потребностью общества в священном и моральном идеале. Исходя из того, что религиозная организация выполняет в обществе разнообразные и порой противоположные функции, исследователи религии стремились разработать типологию религиозных организаций в их отношении к государству и обществу [1].

В современной общественной жизни российских регионов наиболее заметно присутствие православия или ислама. При этом исследователями подчеркивается ряд важных моментов. Во-первых, большинство населения позитивно оценивает религию, признает значительный вклад традиционных религиозных институтов в сохранение нравственных ценностей человечества, а также считает её сегодня одним из важных оснований семейных устоев этнической культуры. Отечественный исследователь И.С. Кон писал: «Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом» [2]. Вместе с тем существуют достаточно обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными, это не оказывает влияние на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения.

Во-вторых, современные социальные и религиоведческие исследования фиксируют качественный сдвиг в характере религиозности – число убежденных верующих неуклонно растет, и в настоящее время эта категория составляет около трети всех религиозно ориентированных граждан РФ. Наконец, за минувшее десятилетие отмечается ежегодный прирост удельного веса верующих мусульман России.

Для мусульманских народов России религия всегда выступала как средство идентификации (выдача паспортов без указания принадлежности к тому или иному народу, выступления представителей Государственной Думы РФ о превращении национальных республик в губернии и т.д. вызывают опасение у национальных меньшинств потерять специфически этническое, особенное). Влияние ваххабизма по мере углубления процесса национального самосознания народов и практической суверенизации республик может расти.

Проблема межконфессиональных отношений для Северного Кавказа, в том числе для и Чеченской Республики, имеет очень важное значение, так как данный регион исторически является, при доминировании исламской суннитской традиции, многоконфессиональным и наличие толерантности в отношениях между представителями различных религий – обязательное условие их мирного соседствования. Ваххабизм был востребован социально-политической реальностью кризисного, трансформационного периода российского общества. В ситуации, когда возникло разочарование в коммунистической идеологии, ослабившей патриархально-этнические традиции и законы адата, вполне вероятно утверждение новых религиозно-идеологических ценностей. В ситуации духовного «вакуума» ваххабизм призывает мусульман вернуться к истокам и начать новое движение вперед. Ваххабизм объявил джихад не только представителям иных религий, но и традиционному исламу-суфизму. Ваххабизм ханбалитского толка суннизма не имеет в истории российских мусульман традиций [3]. Как и почему на Северном Кавказе оказалась благодатная почва для насаждения нетрадиционного толка суннитского направления ислама?

Во-первых, Северный Кавказ – один из наименее благополучных экономически и социально регионов. «Рвется там, где слабо», – говорят в народе. В более благополучных мусульманских регионах (Татарстан, Башкортостан) это направление ислама не получило широкого распространения.

Во-вторых, Северный Кавказ стал сферой геополитических интересов США, Турции, Ирана, стран Закавказья, Центральной Азии. Системный кризис постсоветского общества способствовал повышенному интересу представителей этих государств к этому региону и их заинтересованности в радикализации религиозного сознания (Кроме того, следует учитывать, что с конца 1994 г. началась эксплуатация нефтяных запасов региона Каспийского бассейна).

В-третьих, говоря о субъективных причинах распространения ваххабизма, необходимо в первую очередь остановиться на факторе религиозного образования, недостаток которого восполняется в арабских странах преимущественно ханбалитского мазхаба (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.). Данный мазхаб суннитского ислама, заполняя духовный вакуум, способствует преодолению физической и моральной усталости общества, предлагая своего рода реванш, помогающей не подстраиваться под мир, а наоборот, подстроить мир под себя и, как следствие, обрести независимость.

Для борьбы с экстремизмом нужно разрабатывать правовые механизмы реализации законов по противодействию экстремизму. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства, противодействующего экстремистской деятельности. В большинстве регионов это делается вместе с судебными органами и властными структурами. Надо сказать, что ежегодно появляются и попадают в поле зрения правоохранительных органов новые организации экстремистского направления. Одни криминальные группировки прекращают существовать, другие рождаются. Больше всего вызывают тревогу у правоохранительных органов действия организаций радикального ислама – ваххабитов. В ряде субъектов СКФО, таких как Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия, наблюдалась деятельность партии исламского сопротивления.

Следует коснуться и еще одной стороны противодействия фундаментализму и экстремизму. Все радикальные организации исправно финансируются, они используют денежные средства, полученные разными путями: добровольные пожертвования, гранты на псевдокультурные программы и т.п. По данным федеральной службы по финансовому мониторингу Министерства финансов РФ, сегодня имеется громадное количество организаций, которые вызывают недоверие фининспекторов и подозреваются в нарушении законов страны.

Известны и социальные причины экстремизма: общество переживает время, когда отсутствует моральная регуляция поведения, потеряны нравственные ориентиры. Результат этого – непредсказуемые действия молодежных группировок, склонность к агрессивным действиям. Право гражданства получает в нашей стране хулиганство, его проявления мы видим на каждом шагу.

Отчасти причиной указанных негативных явлений становится неблагополучие российских семей, треть из которых неполные, где ребенок не получает полноценного воспитания. Это приводит к криминализации молодежи, росту детского суицида. Молодые люди на подсознательном уровне понимают, что в жизни что-то не так, а найти причину этого не могут. В этой обстановке и происходит проникновение в Россию зарубежных идеологий, чужих систем ценностей, будто у нас нет своих. Незрелые в личностном плане молодые люди порою слепо принимают постулаты чужих вероучений и становятся их заложниками.

Следует например, учесть, что в формировании личности молодого человека большое значение имеет воспитание, которое он получает в разнообразных общественных организациях: клубах по интересам, спортивных секциях и творческих союзах, культурных и религиозных сообществах. До сих пор педагоги недооценивали важность молодежных неформальных организаций, что и явилось одной из причин возникновения в целом ряде городов Северного Кавказа самоорганизованных молодежных банд, которые не подчиняются никаким государственным законам.

Именно на фоне поиска молодежью высоких идеалов и стремлений ловкие политические дельцы и религиозные деятели экстремистского толка сумели приобрести себе новых адептов и увлечь их в нетрадиционные религиозные организации. Что можно противопоставить этому? Свое слово должны сказать традиционные религиозные организации, представляющие и православие, и ислам. Но их общение с молодежными организациями должно быть продуманным. Недопустимо, чтобы те или иные религиозные представления или догмы использовались как элементы политической риторики или идеологической рекламы. Цель традиционных религий направлена не на политическое, а на духовное преображение мира, на вечные ценности традиционных религий России, проповедующих мир, согласие, добро и верность. Религиозный деятель – живой носитель той духовной культуры, которую необходимо передать каждому молодому человеку.

Особую важность этому придает то, что в мире все чаще проявляются антиисламские настроения. Отчасти они вызваны тем, что радикально настроенные проповедники, используя в своих целях ислам, вербуют молодежь в экстремистские организации. А представители традиционного ислама не всегда могут этому противостоять, что крайне необходимо делать для защиты молодых мусульман.

Хотелось бы также напомнить, что экстремизм и терроризм – это негативные явления международного и межконфессионального характера. И для борьбы с ними надо искоренять породившие их экономические, социальные и политические причины. Надо признать, что в последнее время все больше молодежи вовлекается в движения экстремистского толка. Особенно активны скинхеды. В чем истоки и причины подобного явления? С сожалением приходится признать, что в России почти утрачена идеология воспитания молодежи, существуют серьезные проблемы в образовании. В течение последних 10–15 лет в стране возникло социальное расслоение общества, увеличилось число маргиналов – людей, которые не нашли себя ни в работе, ни в учебе. Однако у них остались амбиции, энергия и желание проявить себя. Пути проявления своего «я» они нередко выбирают экстремистские. И мы уже наблюдаем, что в стране, которая отдала миллионы жизней, чтобы победить фашизм, появляются профашистские течения.

Нам нельзя забывать бесценный опыт России – ведь именно она многие века была уникальной территорией, где рядом мирно жили народы многих национальностей, где складывались традиции толерантного существования разных национальностей, рождались модели совместного проживания, сотрудничества в экономике, культуре, быте.

Традиционные религиозные организации также должны проявить реально и на практике жесткое и отрицательное отношение к неправильному и внерелигиозному употреблению духовных религиозных символов. Указанное – весьма опасная тенденция. Святое не должно быть десакрализовано в глазах молодежи. Как верно пишет Н. Смелзер: «все члены общества проявляют религиозную преданность…» [4]. В истории отечественной нравственной культуры и религиозной традиции, которая расценивает социальное положение человека с позиций индивидуальной ответственности перед Всевышним, значение имели особые ценности ответственности. Как известно, традиция является одним из способов реализации широкого процесса социального наследования опыта предыдущих поколений, который проявляется в предметной и языковой формах деятельности, ценностях культуры и цивилизации и т.д. Исходя из сказанного, следует учесть и то, что ценность исламской традиции заключается в том, что она не только передает опыт новым поколениям, но и предупреждает об ошибках.

Следует учесть охранительный, консервативный подход исламской этики к проблеме семьи. Мы полагаем, что в условиях современного нравственного кризиса общества идея уважения традиции является как никогда актуальной. М.С. Каган верно пишет о том, что «…и на духовном уровне общества, человек, культура могут существовать лишь благодаря закономерной сцепленности своих компонентов, хотя сцепленность эта является не механической и биоорганической, а сверхорганической. Но при всех своих особенностях она остается системной связью, т.е. определенной структурой и ее изучение – непременная задача наук о культуре, о человеке, о духе…» [5].

Сегодня надо признать, что укрепление межнациональных отношений надо вести одновременно с оздоровлением не только экономики, но и духовно-нравственных традиций общества. Важным является учет духовного опыта прошлого. Цель традиционных религий направлена не на политическое, а на духовное преображение мира, на вечные ценности традиционных религий России, проповедующих мир, согласие, добро и верность. Подведем итоги.

Таким образом, северокавказская культура носила духовный и во многом сакральный характер. Возможно, что разнообразие элементов духовности в среде чеченских народных традиций представляется результатом опыта осмысления и освоения окружающего человека природного и социального (антропогенного) космоса.

Сегодня мир переживает разного рода катаклизмы, имеющие разрушительный характер. К сожалению, одной из тенденций стала жёсткая привязка данных катаклизмов к исламу, что в принципе неверно. На их фоне очень важно знать истоки формирования культур и религий, чтобы в очередной раз убедиться: религия не может быть источником кровопролития и войн.

Религиозная культура всегда несёт в себе созидательное начало. И главная задача – препятствовать тому, чтобы она становилась идеологическим прикрытием чьих-то корыстных интересов. Действенность мусульманской культуры россиян проявляется в наше время в феномене сильного противостояния мира ислама вестернизации, идущей из круга западных культур.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., к.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Курбанова Л.У., д.соц.н., профессор кафедры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Работа поступила в редакцию 10.10.2014.