Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Чиж Г.И.

Основными методами лечения злокачественных опухолей головы и шеи являются лучевой, хирургический и комбинированный, включающий оба предыдущих, назначаемых в той или иной последовательности. На ранних стадиях заболевания, особенно при раке гортани, предпочтение на 1 этапе лечения отдается лучевому методу, поскольку сохраняются все функции пораженного органа. При распространенных формах (III-IV стадии), как правило, назначается комбинированный метод, но лишь при отдельных формах III стадии, может быть выполнена органосохраняющая резекция гортани. В большинстве случаев приходится выполнять, как и у всех больных с IV стадией, тотальное удаление гортани, что приводит больных к стойкой инвалидизации.

Лучших результатов лечения распространенных форм рака гортани удается добиться применением комбинированного метода с использованием лучевого воздействия в пред- и послеоперационном периоде.

Введение в лечебную практику сульфаниламидных препаратов и антибиотиков широкого спектра направленного действия практически свело к нулю послеоперационную летальность. Однако, снижение регенераторных способностей тканей особенно у облученных больных и присоединение раневой инфекции после экстирпации гортани не предупредило у ряда больных таких осложнений, как образование глоточных свищей и фарингостом, которые по данным литературы отмечаются в 25-60% и более случаев. Появление стойких свищей и фарингостом угнетает психику больных, вызывает необходимость продолжительного питания через носопищеводный зонд, отодвигает сроки, в необходимых случаях, послеоперационной лучевой терапии и требует дополнительных пластических вмешательств.

С целью повышения частоты первичного заживления шейной раны после экстирпации гортани, мы применили пентоксил, относящейся к группе пиримидиновых и пуриновых производных, который ускоряет рост грануляций и процессы регенерации, стимулирует фагоцитарную реакцию, оказывает противовоспалительное действие, снижает до минимума частоту гнойно-некротических процессов в тканях, что, в конечном итоге, приводит к повышению первичных заживлений послеоперационных шейных ран.

По нашим данным при назначении пентоксила заживление глоточных свищей и первичное заживления шейной раны наступило у 91,3%, а без его применения оно было констатировано только у 59,2% больных (Г.И. Чиж, А.Н. Помухина, 1968).

Для профилактики глоточных свищей и фарингостом предлагаются также различные виды кожных разрезов, защивания глотки и послеоперационного ведения больных. Основная роль при этом отводится достижению первичного заживления шейной раны путем герметичного ушивания дефекта глотки. В связи с этим, мы разработали новую методику восстановления целости глоточнопищеводного канала после экстирпации гортани (Л.А. Феркельман, Г.И. Чиж, 1967).

Предлагаемая методика в основном сводится к следующему. Дефект передней стенки глотки и пищевода мы стараемся по возможности сузить путем сшивания его верхнебоковых углов. Верхний край оставшейся слизистой оболочки передней стенки глотки подшивается проникающими швами к мышцам надподъязычной области. Слизистая оболочка боковых стенок также подшивается к передним мышцам шеи с таким расчетом, чтобы приблизить слизистую оболочку к краям мышцы и кожного разреза. Передняя стенка пищевода максимально подтягивается кверху и такими же швами сшивается с краями стенок глотки. Заключительным этапом мы накладываем сквозные шелковые или капроновые швы на единый блок тканей, вкалывая иглу на 1,5-2 см от края разреза и проводя ее снаружи внутрь через кожу, мышцу и все слои глоточной стенки. Выводится игла наружу путем прокола тех же слоев противоположного края раны только в обратном порядке. Завершающие утягивающие швы, при этом, создают большую поверхность соприкосновения однородных тканей в едином блоке, устраняют межтканевые пространства, способствующие нагноению, сокращают время операции и сроки пребывания больного на операционном столе. Из 60 оперированных таким методом больных первичное заживление наступило у 55 человек (91,7%).

Наряду с этим для лучшего заживления шейной раны мы после удаления гортани с подъязычной костью сшивали прямые мышцы шеи и дна полости рта.

Одним из нередких осложнений, возникающих после экстирпации гортани является сужение трахеостомы, требующее постоянного ношения трахеотомической трубки. Возникает оно часто в результате инфицирования раны вокруг трахеостомы, некроза колец трахеи и кожных краев с последующим расхождением швов, что в свою очередь приводит к заживлению вторичным натяжением с образованием рубцов, стенозирующих культю трахеи.

Постоянное ношение трахеотомической трубки само по себе причиняет больному массу неудобств и огорчений, а кроме того вызывает ряд осложнений, таких как моцерация кожи и стенок трахеи, появление фибринозных наложений, кровоточащих грануляций и гранулирующих язв. Все это в конечном итоге приводит к рубцеванию, сужению просвета трахеи, а нередко и ее стенозу при вторичном заживлении.

С 1964 года при формировании трахеостомы после экстирпации гортани мы стали производить иссечения округлого участка кожи и подкожной клетчатки диаметром 5 см у нижнего конца срединного разреза мягких тканей над яремной вырезкой, нередко добавляя его клиновидным иссечением передней стенки трахеи в пределах двух полуколец (Г.И. Чиж, 1967, 1971). Очень важно при этом тщательно подбирать на первых послеоперационных днях диаметр, длину и изгиб трахеостомической трубки во избежание травмирования стенок трахеи, что нередко приводит к сужению и более выраженному стенозу ее просвета.

При широком объеме шеи за счет избыточности жировой клетчатки и глубокого расположения трахеи бесканюльной трахеостомы удается добиться применением кожно-трахеальных швов над полихлорвиниловой, тефлоновой и т.д. трубочкой, наложенной по окружности стенок трахеальной культи на 7-10 дней (Г.И. Чиж, 2000, 2005).

Что касается резекций гортани при ограниченных ее поражениях, то в большинстве случаев при радикальном и абластичном хирургическом вмешательстве удается сохранить пораженный орган и основные его функции. Однако, при задне-боковых локализациях раковой опухоли зачастую невозможно сохранить нормальный акт глотания, то есть из-за нарушения разделительной функции приходится выполнять тотальное удаление гортани. При подобных клинических ситуациях мы разработали и внедрили в практику новый способ задне-боковой резекции гортани при поражении области черпаловидного хряща, черпалонадгортанной и задних третей вестибулярной и голосовой складок, а также частичной инвазии слизистой оболочки межчерпаловидного пространства. При этом мы резецируем пораженные анатомические участки в пределах здоровых тканей вместе с предлежащей пластинкой щитовидного хряща. Образовавшийся дефект закрывается мобилизованной слизистой оболочкой грушевидного синуса, благодаря чему сохраняются пораженный орган и все его функции (Г.И. Чиж, Н.М. Ушканова, 1974).

Органосохранный и реконструктивный метод мы применили так же при лечении злокачественных опухолей полости носа и околоносовых пазух.

Чижа способ ринотомии при хирургическом лечении заключается в следующем:

Вариант I. Срединный рото-носовой доступ.

При поражении обеих половин решетчатой кости разрез кожи производится по носо-щечным и носо-губным бороздам с рассечением верхней губы у углов рта.

Переходная складка верхней губы рассекается по линии соединяющей предыдущие разрезы. Верхняя губа с кожно-хрящевой частью наружного носа отбрасывается кверху, остальные мягкие ткани раздвигаются в стороны. Оптимальная визуализация при этом обеспечивает радикальность и абластичность вмешательства. Уложенный на место носо-губный лоскут сохраняет форму наружного носа, а послеоперационные рубцы скрываются в естественных складках, благодаря чему маска лица остается неизмененной.

Вариант II. Боковой рото-носовой доступ.

Аналогичный разрез мягких тканей производится только на стороне поражения, когда опухоль, разрушив перегородку носа, распространяется на противоположную сторону, но не прорастает, а лишь оттесняет ее анатомические образования. Послеоперационный рубец также маскируется естественными складками лица (Г.И. Чиж, 1979, 1980).

Таким образом, приведенные различные способы лекарственного и хирургического органосохранения разрабатывались и внедрялись нами в лечебную практику с расчетом не только на сохранение, но и на восстановление утраченных анатомической, медицинской и социальной реабилитации по принципу «каждому больному - своя операция».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Феркельман Л.А., Чиж Г.И. - К вопросу о зашивании шейной раны после экстирпации гортани. Вестник оторинолар., 1967, № 4, с. 99.
  2. Чиж Г.И. - Некоторые предложения по улучшению заживления шейной раны после экстирпации гортани и созданию зияющей трахеостомы. Вопросы оторинолар. Сб. научных работ, Ростов-на-Дону, 1967, кн. XXIII, с. 325-330.
  3. Чиж Г.И., Помухина А.Н. - Влияние пектоксила на заживления раны после удаления гортани. Вестник оторинолар., 1968, № 3, с. 87-89.
  4. Чиж Г.И. Разработка и усовершенствование диагностики и хирургического лечения рака гортани. Ростов-на-Дону, 1971. Дисс.докт.
  5. Чиж Г.И., Ушканова Н.М. Задне-боковая резекция гортани. Вестн. Оторинолар., 1974, № 2, с. 45-49.
  6. 6. Чиж Г.И. Способ лечения рака решетчатой кости, 1979. Авт. свид. №681596.
  7. 7. Чиж Г.И. О хирургическом подходе к полости носа и околоносовым пазухам. Вестн. Оторинолар., 1980, № 4, с. 33-36.
  8. 8. Чиж Г.И. Способ формирования беско-нюльной трахеостомы после экстирпации гортани. Вестн. Оторинолар., 2000, № 2, с. 50-51.
  9. 9. Чиж Г.И. Профилактика ятрогенных стенозов трахеи после экстирпации гортани. Вестн. Оторинолар., 2005, № 5, с. 47-49.