Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Шаповалов П.Я., Сулкарнаева Г.А.

Гипотиреоз вызывали у крыс введением мерказолила (12 мг/кг в день в составе рациона). Выбор дозы основан на экспериментальных данных [А.П.Божко и др., 1994]. Пробы крови брали на 3-й, 5-й 10-й и 15-й дни от начала опытов. Для оценки липидпероксидации /ЛПО/ и антиоксидантного потенциала /АОП/ определяли в тромбоцитах /ТЦ/ содержание диеновых конъюгат /ДК/, продуктов, реагирующих с барбитуратом /ТБК/, период индукции /ПИ/ и скорость окисления /СО/ [В.Н.Ушкалова, Н.В.Ионидис, 1986]. Устанавливали содержание ТЦ, интенсивность спонтанной и АДФ-индуцированной агрегации, высвобождение факторов Р3 и Р4, общую коагуляционную активность тромбоцитов /ОКАТ/, показатели общей свертывающей активности (АВР и АЧТВ), показатели интенсивности взаимодействия тромбин-фибриноген /ВТФ/: ПДФ, РКМФ, Д-димеров и уровень фибриногена в плазме.

Показано, что наклонность к изменению всех показателей выявляется в ранние сроки введения мерказолила, Изменения становятся заметнее с увеличением длительности введения и к 15-му дню оказываются статистически достоверными. Все показатели меняются однонаправлено: угнетение ЛПО, рост антиоксидантой активности, снижение активности тромбоцитов и гемокоагуляционного потенциала. Детальнее это выглядит так: после 15-дневного введения мерказолила интенсивность ЛПО в плазме и тромбоцитах уменьшилась, вырос АОП, снизились общая коагуляционная активность тромбоцитов, спонтанная и АДФ-агрегация, уменьшилось высвобождение фактора Р4, снизилась общая свертываемость крови (удлинение АВР и АЧТВ), обнаружились признаки замедления ВТФ (снижение уровня ПДФ, РКМФ и Д-димеров, прирост числа тромбоцитов и концентрации фибриногена).

Так как глубина гипотиреоза, вызываемого мерказолилом, оказалась сравнительно небольшой (судя по степени снижения уровня тироксина), провели дополнительные исследования, чтобы сопоставить глубину гипотиреоза (ориентируясь на уровень Т4 в крови) с интенсивностью сдвигов ЛПО и гемостаза. Для этого использовали 6-метилтиоурацил /6-МТУ/, который у крыс (в дозе 300 мг/кг) вызывает глубокую блокаду функции щитовидной железы [С.Г.Аптекарь, 1952; А.Ш.Бышевский, 1960].

Первоначально изучили морфологию щитовидной железы на 15 и 30-й дни введения тиреостатика, оценивая прирост массы тела и массы щитовидной железы, микроскопическую структуру железы и содержание Т4 в крови. Микроскопическая структура щитовидной железы контрольных крыс представляет собой характерную для здорового животного картину: ткань железы состоит из фолликулов овальной формы близких по размерам, коллоид гомогенный (интенсивная голубая окраска), заполняет просветы фолликулов. Секреторный эпителий кубической формы, невысок, промежуточная соединительная ткань слабо выражена.

У крыс, получавших 6-МТУ, на 15-й день выявляется нарушение формы фолликулов: границы изломаны, встречаются фолликулы, не содержащие коллоида, местами коллоид имеет розоватую окраску, клетки фолликулярного эпителия призматической формы, выше, чем в контроле. Соединительнотканные прослойки утолщены, капиллярная сеть расширена.

На 30-й день введения 6-МТУ щитовидные железы ассиметричны, их дольки резко увеличены, темно-красные, плотные, легко вылущиваются из прилежащих тканей без дополнительной сепаровки. При микроскопии гистологических препаратов обнаруживается, что фолликулы резко деформированы, стенки некоторых спались и фолликулы приобрели звездчатую или щелевидную форму. Коллоид сохранен лишь в части фолликулов, но и здесь он не заполняет просветов. Клетки фолликулярного эпителия удлинены, набухшие, отмечается зернистость. Встречаются папиллярные разрастания эпителия, выпячивающиеся в полость фолликулов. Полости отдельных фолликулов заполнены эпителиальной массой. Соединительная ткань железы чрезмерно развита, капиллярная сеть резко расширена, сосуды переполнены клетками крови. В интерстициальной соединительной ткани встречаются островки фолликулярного эпителия, клетки которого заполнены многочисленными вакуолями с содержимым, окрашенным в голубой цвет.

К этому же сроку введения 6-МТУ выявилась тенденция к увеличению массы тела. Достоверным увеличение массы тела оказалось на 30-й день введении 6-МТУ. Масса щитовидной железы (в пересчете на 100 г массы тела) также возросла к 15-му и еще более заметно - к 30-му дням. На 30-й день уровень Т4 при введении 6-МТУ ниже контрольного на 90%.

Скорость ЛПО упала к 15 дню заметно: содержание ДК в тромбоцитах ниже на 73, содержание ТБК - соответственно на 30 %; период индукции удлинился на 15%, а скорость окисления уменьшилась на 21%. Количество тромбоцитов к этому же сроку увеличилось на 17%, ОКАТ снизилась на 15, интенсивность спонтанной агрегации - на 33, АДФ-агрегации - на 25 %. Высвобождение факторов Р3 и Р4 уменьшилось на 20 и 44 % соответственно. Тесты АВР и АЧТВ удлинились соответственно на 13 и 10 %, содержание фибриногена увеличилось на 26 %, а содержание ПДФ и РКМФ снизилось соответственно на 18 и 27 %.

Эта совокупность изменений свидетельствует, что с торможением ЛПО и ростом антиоксидантного потенциала снижается общая свертываемость и интенсивность ВТФ.

Все сдвиги усилились к 30-му дню: содержание липопероксидов упало в заметно большей степени - уровень ДК на 82, а ТБК-продуктов - на 49 %. Заметнее увеличилась и антиоксидантная активность: период индукции в тромбоцитах удлинился на 56, а скорость окисления уменьшилась соответственно на 58. Число тромбоцитов было несколько выше, чем на 15-й день, однако, это различие недостоверно, хотя степень прироста по отношению к контролю составляет 21 % (на 15-й день прирост составил 17% относительно контроля). ОКАТ снизилась на 29 %, интенсивность спонтанной агрегации - на 51%, а АДФ-индуцированной агрегации - на 43 %. Высвобождение факторов Р3 и Р4 уменьшилось соответственно на 28 и 59 %. АВР и АЧТВ удлинились на 15 и 12 %, что несущественно по сравнению с 15-м днем, но достоверно по сравнению с контролем (р<0.05). Содержание фибриногена увеличилось на 26%, содержание ПДФ и РКМФ снизилось на 26 и 31 %, т.е. заметнее, чем на 15-й день.

Следовательно, наряду со снижением функции щитовидной железы, соответствующим торможением ЛПО и ростом антиоксидантной активности, становится заметнее гипокоагулемическая тенденция, проявляющаяся удлинением показателей общей свертывающей активности и снижением показателей активности тромбоцитов, а также показателей интенсивности ВТФ. Рассмотренные выше сдвиги предположительно можно связывать со снижением уровня тиреоидных гормонов (преимущественно Т4), т.е. с изменением, первично спровоцированным в обсуждаемом эксперименте.